На кухне моей матери хранится набор сковородок, доставшийся ей от ее матери. А ей — от ее матери. То есть — это сковородки моей прабабушки. Они не имеют биокерамического покрытия, не показывают оптимальную температуру специальным индикатором, не имеют эргономических ручек из канадского кедра зато хорошо делают то, для чего предназначены — жарят еду. И нет никаких признаков, что они не смогут этого делать еще для нескольких поколений своих владельцев. Я за последние 10 лет выбросил и купил штук 5 как минимум.
Однажды в автосалоне я начал читать, написанное на ценнике мелким шрифтом. Тогда я узнал, что «Срок эксплуатации изделия — 10 лет. После этого срока изделие считается опасным для жизни и здоровья и подлежит утилизации». Наши деды считали бы 10 лет как раз хорошим сроком для обкатки автомобиля.
Когда я решил заменить сетку для своей бритвы Braun выяснилось, что мне дешевле будет купить другую бритву (что я и сделал). Когда я решил заменить картридж для принтера HP выяснилось, что он стоит примерно столько же, за сколько я покупал сам принтер изначально.
Таких примеров каждый припомнит массу…
Общая тенденция просматривается в очень многих потребительских товарах:
- В них конструктивно заложен предельный срок эксплуатации.
- Снижение начальной стоимости компенсируется стоимостью эксплуатации и расходных материалов.
- Многие вещи становятся просто «одноразовыми».
Самое интересное заключается в том, что такая ситуация вполне осознается и считается единственно правильной. Потребитель должен платить — в этом заключается его миссия по поддержанию равновесия современного мира. Деньги должны вращаться, питая экономику. Роль потребителя здесь схода с ролью планктона, которым питается огромный многотонный кит. Хотя зачем это нужно самому планктону — понять трудно.
PS: Забавно было бы представить себе какого-нибудь рыцаря Айвенго с одноразовым мечем :)